История Тосненского и Саблинского водопадов
В последнее время всё чаще появляются публикации в различных группах "в Контакте" касающиеся водопадов Тосненского района, с их искаженной и неправдоподобной историей, неверными названиями водопадов и др. Прежде всего, удручает антинаучная надерганная, частично и из моих работ, но не осмысленная информация, а также непонятно откуда ещё взявшаяся и кочующая из группы в группу, и собирающая громадное количество просмотров и лайков. Наверное, людям легче воспринимать легковесную неправдоподобную информацию, не заставляющую задумываться, сопоставлять и анализировать факты. Но всё-таки пришло время расставить точки над " i ". Даже если несколько заинтересовавшихся читателей сочтут эту научную информацию полезной, я буду считать, что цель достигнута.
Дело в том, что в начале 70-ых годов прошлого столетия, обучаясь на геологическом факультете, на кафедре стратиграфии или исторической геологии ЛГУ, и, проходя практику по геологии в Саблино, а позднее уже в 90-е годы, я продолжал интересоваться и изучать историю водопадов на реках Тосна и Саблинка. И начиная с 2000г. стал публиковать, сначала статьи - "Саблино природная жемчужина окрестностей Санкт-Петербурга", "Путешествие в геологию Тосненского района" и др., а затем появились и монографии "Земля Тосненская", "Саблино неизвестная страна" в которых уже подробно изложил историю наших водопадов. Несмотря на эти публикации, продолжается поток ненаучной абсурдной информации. Сейчас о водопадах не пишет только ленивый. Постараюсь вкратце напомнить основные вехи истории Тосненского и Саблинского водопадов.
Примерно 11тыс. лет назад отступил последний, на сегодняшний день Валдайский ледник. Ледниковый панцирь, имеющий в этих широтах мощность первые километры, после отступления (таяния) организовал в вендско-кембрийской низине чередование озёрных и морских бассейнов, которые с юга ограничивались уступом в рельефе - Балтийско-Ладожским глинтом, а с севера отступающим скандинавским ледником. Этот экзарационный уступ в рельефе, разделяющий вендско-кембрийскую низину от ордовикского плато образовался ещё при продвижении валдайского ледника в юго-восточном направлении, когда оледенение только начиналось, в начале ледникового периода. Ледник содрал по пластичным глинам венда и кембрия маломощные терригенно-карбонатные отложения кембро-ордовикского возраста, подходящие с юга к пологому склону Фенноскандинавского щита, образовав экзарационный уступ (Балтийско-Ладожский глинт). Уступ (глинт) сформировался там, где мощность этих отложений возросла до нескольких десятков метров и стала для продвигающегося на юг ледника ощутимым препятствием.
Между отступающим ледником и уступом в рельефе - Балтийско-Ладожским глинтом в голоценовой истории последовательно существовали следующие озерные и морские бассейны: Балтийское ледниковое озеро, Первое Иольдиевое море или Ловенов пролив, Классическое Иольдиевое море, Анцилово озеро, Литориновое море и наконец, Балтийское море. Река Тосна впадала в Первое Иольдиевое море или Ловенов пролив, а при очередном снижении уровня в Мировом океане, пролив сократился до Классического Иольдиевого моря. Река Тосна стала низвергаться в опустевший морской бассейн с крутого берегового уступа - Балтийско - Ладожского глинта - так образовался Тосненский водопад. Произошло это на месте нынешнего г.Никольское. Нужно сказать, что в это же время, там где сейчас Эстония, на эстонской части Балтийско-Ладожского глинта, образовалось более 30-ти водопадов, а на другой стороне Атлантики р.Ниагара стала низвергаться в опустевшее окраинное море западной Атлантики. Так образовался Ниагарский водопад. Ниагарский водопад, Тосненский водопад, большая часть эстонских водопадов относятся к типу "Ниагара". Это когда ширина водопада значительно превышает его высоту. Второй тип - "Анхель", когда высота водопада значительно превышает его ширину.
Итак, после образования Тосненского водопада (так и хочется назвать его Никольским, ведь родился он на никольской земле, но нельзя) постепенно глубинная эрозия в русле реки Тосна достигла самых прочных пород в разрезе - плитчатых известняков волховской свиты - пачки "дикарей". Несмотря на высокую прочность известняков, и они не могли устоять перед напором водной стихии. Куски известняков, нависающие над водобойными чашами, обламывались и падали в эти котлы, выработанные в относительно рыхлых ордовикских и кембрийских отложениях. Глыбы известняков разламывались на мелкие куски и выносились ниже по течению, создавая естественные запруды из глыб, щебня, дресвы и песка. Наиболее интенсивно эти процессы происходили во время весенних и осенних паводков. Если во время сильных весенних паводков (после снежных зим) естественная запруда ниже водобойной чаши промывалась, то уровень в ней падал, и высота водопада увеличивалась. Наоборот после малоснежных зим, при слабых паводках, запруда ещё больше подпруживалась, и уровень воды в ней повышался, а водопад становился по высоте более низким. Вообщем, после сильных паводков высота водопадов всегда увеличивается, а после слабых - уменьшается. То есть высота водопадов величина изменчивая. Поэтому в литературе разных лет часто указывается различная высота водопадов, что приводит порой к безосновательным спорам между авторами по поводу высот водопадов. А всё просто, ведь они наблюдались в разные годы. Разрушение горных пород, с которых падает вода на водопадах, называется пятящейся эрозией. Тосненский водопад за счет пятящейся эрозии продвигался вверх по реке Тосне, иногда оставляя в русле реки помимо обычных водобойных котлов, непрерывно следующих друг за другом, также и глубокие водобойные чаши. Это происходило во время наиболее водообильных периодов времени. И если обычные водобойные чаши, воды реки Тосны засыпали аллювиальными отложениями, то самые глубокие чаши до сих пор в реке остаются в виде не компенсированных омутов. Это, например "Синий омут" у Никольского кладбища, омут "Банный" у одноимённого ручья, омут "Песчанка", омут "Гончарка". Наиболее выразительная водобойная чаша это "Синий омут" у Никольского кладбища. Вероятно, он формировался в середине голоцена во время атлантического климатического оптимума, самого водообильного периода времени в голоцене. К тому же эта водобойная чаша находится ниже слияния двух рек - Тосны и Саблинки. Таким образом, воды р.Саблинки так же участвовали в формировании этой грандиозной водобойной чаши.
Когда Тосненский водопад за счёт пятящейся эрозии добрался до слияния с р. Саблинкой, он разделился на две части. Саблинский водопад пополз вверх по р.Саблинка, а Тосненский по р.Тосна. Саблинский водопад от слияния прошёл до современного своего местоположения расстояние в три раза меньшее, чем Тосненский водопад. Это и понятно, ведь р.Тосна гораздо полноводнее р. Саблинки и скорость продвижения Тосненского водопада в три раза выше, чем у Саблинского. Тосненский водопад за 11 тыс. лет уже прошёл 7,5 км. от места своего рождения до современного местонахождения. Средняя скорость его продвижения составляет примерно 67 см. в год. Но это не значит, что каждый год он продвигается на 67 см. Бывают слабопаводковые годы, когда он перемещается на несколько см., а бывают годы, когда после сильных паводков на уступе обламываются блоки известняков шириной по 1.5 м. Всегда учитывается только средняя скорость продвижения водопадов.
Каковы прогнозы на будущее? Если не будет повышаться базис эрозии р.Тосны, коим является уровень Балтийского моря, то глубинная и пятящаяся эрозия в русле реки продолжится и водопад осуществит своё путешествие вверх по реке. Американские геологи посчитали, что же будет с Ниагарским водопадом через 20тыс. лет., учитывая среднюю скорость продвижения - 0,9 - 1,5 м. в год. Водопад за это время подберётся к озеру Эри из которого вытекает р.Ниагара и уничтожит его, то есть спустит с него воду. Ну а сам водопад останется. Я тоже посчитал, какова перспектива у Тосненского водопада? За 18 тыс.лет водопад может пройти вверх по течению р.Тосны 12км. и окажется на месте где сейчас находится город Тосно))
Ну и конечно о названиях водопадов. В научном мире принято водопады называть по наименованию рек, с которыми они никогда не расстаются. Либо давать имена собственные, ну как, например водопаду Анхель присвоено название по фамилии летчика, который открыл его с борта своего самолёта. Но названия водопадов не должны быть привязаны к окружающей местности - названиям населенных пунктов, форм рельефа, лесных массивов и др. достопримечательностей. Хотя ошибочные названия водопадов, чаще всего по населенным пунктам продолжают встречаться. И это всё из-за краткосрочности человеческой жизни, нам кажется, что водопады с нами будут всегда - здесь и сейчас, и думаем мы только о сегодняшнем дне. А вот от неуместных названий по населенным пунктам они рано или поздно всё равно уйдут. Этим мы ставим наших потомков в заблуждение. Некоторые умудряются называть Тосненский водопад на р. Тосне Саблинским, в то время как Саблинский водопад находится на р.Саблинка. Иногда проскальзывает неверное название Тосненского водопада Гертовский, что также неверно, ведь всего через несколько тысяч лет он уже будет на месте, где сейчас располагается котеджный посёлок у трассы М 120.
Фотографии Алметьевой Л.Ф.